ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ: ЧТО ЭТО И ЧТО ДАСТ МНЕ КАК СПЕЦИАЛИСТУ?
Евгения Куминская
Евгения Куминская
Сборник "Представь себе", № 8, 2020
Информированное согласие – процесс добровольного подтверждения клиентом его согласия участвовать в чем-либо после того, как он был ознакомлен со всеми аспектами того, что с ним будет происходить. Информированное согласие очень распространено в медицине, где оно дается в ответ на любые вмешательства, а также в исследованиях, а теперь и в психотерапии и психологическом консультировании. Для психотерапевта или психолога-консультанта информированное согласие, по сути, это текст, в котором терапевт отражает основную информацию о ходе терапии: сеттинг, конфиденциальность, структура, информация о себе. Каждый терапевт пишет его под себя и свои критерии работы. Общим в них является только этическая составляющая, которая соответствует положениям в этическом кодексе. Составление и согласование информированного согласия с клиентом является полезным и важным вне зависимости от подхода, в котором вы работаете. Что же конкретно может включать в себя информированное согласие?
1. Данные о себе как о специалисте: основное образование, дополнительные образования, научная степень (если есть), ассоциации, в которых специалист состоит (если есть). Эта часть согласия очень напоминает резюме. Здесь можно кратко указать про особенности подхода, в котором вы работаете. Он нужен для того, что бы клиент четко представлял бекграунд того, с кем будет работать. Поскольку информированное согласие – это не реклама себя, как специалиста, то эта часть не включает в себя активность психотерапевта где-либо, предпочитаемые проблемы, с которыми вы привыкли работать и так далее. Только факты, ничего лишнего.
2. Сеттинг: сколько длится сессия, сколько она стоит, порядок пересмотра стоимости, какие условия отмены клиентом, какие условия отмены терапевтом, как вы поступаете в случае, когда сессия длится дольше (или меньше), чем изначально планировалось, как проводится оплата, что происходит в случае опоздания, допускаются ли звонки/ переписки в промежутках между сессиями, условия перенаправления к другим специалистам, использование шкал или других тестов, и т.д.
3. Конфиденциальность: эта часть посвящена тому, как вы храните или не храните конфиденциальность клиента. Как вы ведете записи, кто к ним имеет доступ, на каких условиях вы обсуждаете кейс (супервизия, интервизия, анонимизация, условия публикации чего-либо на основе совместной работы), в каких случаях конфиденциальность может быть нарушена (риск суицида, угроза жизни другому человеку, информация о насилии в адрес несовершеннолетних и т.д. исходя из законов РФ).
4. Порядок предъявления претензий.
5. Контактные данные психолога и кризисных служб.
В чем польза такого подробного документа?
Во-первых, это защита. Причем как клиента, так и терапевта. Клиент узнает свои права и обязанности со стороны психотерапевта, конфиденциальность становится прозрачной, все ситуации, связанные с оплатой – тоже. Клиент может быть уверен в том, что будет так, и никак иначе. И знает, что он может сделать в случае нарушения. В аналогичной ситуации и терапевт: он знает, что клиент согласен с условиями, в которых он обсуждает его случай или нарушает конфиденциальность. И в случае претензий может указать на то, что они произошли в рамках согласия.
Во-вторых, это экономия времени. Что бы рассказать это все клиенту, требуется много времени. И оно тратится либо на этапе предварительных договоренностей, либо в самой терапии. Вместо этого вы просто отправляете клиенту вот такой текст, и наслаждаетесь результатом.
В-третьих, это простота в установке границ и обсуждении организационных моментов. Какие-то вопросы клиент может стесняться задать. Некоторые – даже не подумает задать. И когда произойдет прецедент, то вам двоим придется придумывать, как его решать. Информированное согласие в своем идеале учитывает все, о чем клиент забыл или побоялся спросить. Или о чем психотерапевт забыл сказать, в конце концов, все мы люди.
В-четвертых, это корректировка ожиданий. Хотя число клиентов, хорошо информированных о том, что такое терапия и как она проходит, растет, многие все еще не представляют, что им ожидать. Они могут считать, что в лице психотерапевта найдут друга или союзника против кого-то, что смогут благодаря совместной работе исправить кого-то другого, что могут звонить и писать специалисту в любое время. Информированное согласие расставляет часть точек над «и», объясняя процесс хотя бы частично.
Информированное согласие предоставляется клиенту до первой сессии, после договоренности о времени проведения консультации. А как это сделать, если вы до первой сессии не видели клиента?
1. Электронная почта. Вы можете выслать текст согласия клиенту на почту и предложить ему ознакомиться с текстом. Далее вы либо просите его распечатать, подписать и отослать вам обратно отсканированный подписанный экземпляр, либо подписать в начале сессии, когда клиент придет к вам;
2. Также вы можете составить документ при помощи сервиса Гугл-формы, в котором поставите галочку «прочел и согласен». Если клиент нажал на неѐ, то согласие считается подписанным.
Но достаточно ли того, что клиент просто прочтет и распишется? Как и все в психотерапии, информационное согласие обсуждается с клиентом. На первой сессии вы можете спросить, нужно ли какой-то из пунктов раскрыть подробнее, или, например, спросить, устраивает ли клиента какой-либо конкретный пункт. Кроме того, если клиента не устраивает какой-то пункт, вы можете обсудить его. И, если вы вместе придете к тому, что устраивает вас обоих, внести изменения в текст согласия.