ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ЗАДАТЬ ЧУДЕСНЫЙ ВОПРОС
Гарри Корман (Швеция)
Гарри Корман (Швеция)
Перевод Гамзина Юрия
Сборник "Представь себе", № 2, 201922.
Фрагмент книги ―More than miracles: The state of the art of solution-focused brief therapy» by Steve de Shazer and Yvonne Dolan with Harry Korman, Terry Trepper, Eric McCollum, and Insoo Kim Berg. 2007
Способ определить цель в терапии
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, имеет свои корни в неаналитической традиции краткосрочной терапии. Существует одна вещь, объединяющая все направления краткосрочной терапии - они начинаются с конца, т.е. пытаются выяснить:
- как клиенты узнают, что они достигли того, чего они хотели достичь, придя к психотерапевту;
- как они узнают, когда терапию можно закончить.
Чудесный вопрос - одна из лучших техник в репертуаре ориентированного на решение подхода, помогающая клиентам описать то, как они поймут, что проблема решена и неизменно мотивирующая клиента на полезные описания того будущего, в котором он хотел бы оказаться. Но этот вопрос не так прост. Научиться удерживать в разговоре рамки чудесного контекста и продолжать искать влияние «произошедшего чуда» в реальной жизни клиента – весьма нелегкая работа. Поэтому, если вы думаете, что это единственная причина, чтобы задавать этот вопрос, скорее всего лучше выбрать другую технику, которая сработает не хуже.
Чудесный вопрос как виртуальное чудо (или как специфический эмоциональный опыт)
Часто, и чем больше опыт терапевта, тем чаще, при ответе на чудесный вопрос клиенты будут вести себя так, будто они испытывают то, что описывают как происходящее на следующий день после чуда. Клиенты будут сопровождать описания телесными движениями, как будто, они в самом деле делают и испытывают то, о чем говорят.
Клиентка по имени Сара рассказывает, что на следующее утро после чуда она выйдет на террасу с чашкой чая в руках и сядет, повернув лицо к солнцу. И когда она так говорит, она поднимает лицо, как будто солнце действительно светит на нее в данный момент. Мать показывает жестами, выражениями лица и слезами, что происходит, когда ее дочь становится «приветливой» на следующее утро после чуда. Еще одна клиентка, по имени Анна и ее мать протягивают друг другу руки и прикасаются друг к другу, когда они описывают, что будет отличаться в отношениях между ними тем утром после того, как произойдет чудо.
Чувство, которое я (Гарри Корман) получаю всякий раз, когда слушаю ответ на чудесный вопрос, - будто бы это репетиция чуда или его виртуальное переживание. Когда это происходит, я всегда думаю: «Чудо так близко. Эти люди могут просто пойти домой и сделать это. Вау! Это здорово!» . Этот простой опыт часто вызывает удивление от созерцания возможностей клиентов.
Если не задавать чудесный вопрос, то получить такой эмоциональный опыт вряд ли получится. И это хорошая причина, чтобы задать чудесный вопрос.
Подготовка к исключениям
Среди наиболее полезных исключений из проблемы, и которые клиент с наименьшей вероятностью будет игнорировать – случаи уже происходящего в жизни клиента чуда. Если терапевт продолжает спрашивать о деталях описываемой клиентом картины предпочитаемого будущего - «Что еще будет по-другому после того, как чудо произойдет?» - рано или поздно большинство клиентов скажут что-то типа «… и это случалось на днях». В этом не так уж много удивительного, поскольку чудеса клиентов всегда основываются (пусть даже частично) на надеждах и опыте прошлого. Когда времени мало, или клиент сам не говорит об этом, терапевт может перейти к такому разговору, спросив: «Случались ли когда-нибудь маленькие «кусочки» этого чуда - даже самые крошечные?». Таким образом, чудесный вопрос подготавливает клиента к разговору об исключениях.
Создание позитивной истории
Мы никогда не видели, чтобы клиенты сами начинали сеанс терапии с рассказа о том, что жизнь их прекрасна или о том, какого прогресса они достигли в решении проблемы. Большинство клиентов рассказывают о том, что можно было бы назвать печальной историей - насколько плохо идут дела и как они ухудшаются. После чудесного вопроса, разговор перемещается в направлении тех «кусочков» чуда, которые уже происходят, и клиенты часто начинают описывать, что стало лучше уже после того, как они решили обратиться за помощью к терапевту. Во всех этих сессиях клиенты будут говорить о том, как жизнь становится лучше, и некоторые из клиентов даже скажут нам, что они делают, чтобы их жизнь улучшалась. Они рассказывают нам историю о позитивных изменениях и прогрессе в решении проблемы. Они уходят из кабинета психолога с позитивной историей, рассказывающей о том, что хорошего происходит в их жизни.
.
Сборник "Представь себе", № 2, 201922.
Фрагмент книги ―More than miracles: The state of the art of solution-focused brief therapy» by Steve de Shazer and Yvonne Dolan with Harry Korman, Terry Trepper, Eric McCollum, and Insoo Kim Berg. 2007
Способ определить цель в терапии
Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, имеет свои корни в неаналитической традиции краткосрочной терапии. Существует одна вещь, объединяющая все направления краткосрочной терапии - они начинаются с конца, т.е. пытаются выяснить:
- как клиенты узнают, что они достигли того, чего они хотели достичь, придя к психотерапевту;
- как они узнают, когда терапию можно закончить.
Чудесный вопрос - одна из лучших техник в репертуаре ориентированного на решение подхода, помогающая клиентам описать то, как они поймут, что проблема решена и неизменно мотивирующая клиента на полезные описания того будущего, в котором он хотел бы оказаться. Но этот вопрос не так прост. Научиться удерживать в разговоре рамки чудесного контекста и продолжать искать влияние «произошедшего чуда» в реальной жизни клиента – весьма нелегкая работа. Поэтому, если вы думаете, что это единственная причина, чтобы задавать этот вопрос, скорее всего лучше выбрать другую технику, которая сработает не хуже.
Чудесный вопрос как виртуальное чудо (или как специфический эмоциональный опыт)
Часто, и чем больше опыт терапевта, тем чаще, при ответе на чудесный вопрос клиенты будут вести себя так, будто они испытывают то, что описывают как происходящее на следующий день после чуда. Клиенты будут сопровождать описания телесными движениями, как будто, они в самом деле делают и испытывают то, о чем говорят.
Клиентка по имени Сара рассказывает, что на следующее утро после чуда она выйдет на террасу с чашкой чая в руках и сядет, повернув лицо к солнцу. И когда она так говорит, она поднимает лицо, как будто солнце действительно светит на нее в данный момент. Мать показывает жестами, выражениями лица и слезами, что происходит, когда ее дочь становится «приветливой» на следующее утро после чуда. Еще одна клиентка, по имени Анна и ее мать протягивают друг другу руки и прикасаются друг к другу, когда они описывают, что будет отличаться в отношениях между ними тем утром после того, как произойдет чудо.
Чувство, которое я (Гарри Корман) получаю всякий раз, когда слушаю ответ на чудесный вопрос, - будто бы это репетиция чуда или его виртуальное переживание. Когда это происходит, я всегда думаю: «Чудо так близко. Эти люди могут просто пойти домой и сделать это. Вау! Это здорово!» . Этот простой опыт часто вызывает удивление от созерцания возможностей клиентов.
Если не задавать чудесный вопрос, то получить такой эмоциональный опыт вряд ли получится. И это хорошая причина, чтобы задать чудесный вопрос.
Подготовка к исключениям
Среди наиболее полезных исключений из проблемы, и которые клиент с наименьшей вероятностью будет игнорировать – случаи уже происходящего в жизни клиента чуда. Если терапевт продолжает спрашивать о деталях описываемой клиентом картины предпочитаемого будущего - «Что еще будет по-другому после того, как чудо произойдет?» - рано или поздно большинство клиентов скажут что-то типа «… и это случалось на днях». В этом не так уж много удивительного, поскольку чудеса клиентов всегда основываются (пусть даже частично) на надеждах и опыте прошлого. Когда времени мало, или клиент сам не говорит об этом, терапевт может перейти к такому разговору, спросив: «Случались ли когда-нибудь маленькие «кусочки» этого чуда - даже самые крошечные?». Таким образом, чудесный вопрос подготавливает клиента к разговору об исключениях.
Создание позитивной истории
Мы никогда не видели, чтобы клиенты сами начинали сеанс терапии с рассказа о том, что жизнь их прекрасна или о том, какого прогресса они достигли в решении проблемы. Большинство клиентов рассказывают о том, что можно было бы назвать печальной историей - насколько плохо идут дела и как они ухудшаются. После чудесного вопроса, разговор перемещается в направлении тех «кусочков» чуда, которые уже происходят, и клиенты часто начинают описывать, что стало лучше уже после того, как они решили обратиться за помощью к терапевту. Во всех этих сессиях клиенты будут говорить о том, как жизнь становится лучше, и некоторые из клиентов даже скажут нам, что они делают, чтобы их жизнь улучшалась. Они рассказывают нам историю о позитивных изменениях и прогрессе в решении проблемы. Они уходят из кабинета психолога с позитивной историей, рассказывающей о том, что хорошего происходит в их жизни.
.