ТЕХНИКА ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА
И ЧУДЕСНЫЙ ВОПРОС
Гарри Корман, Питер де Йонг,
Сара Смок Джордан
Перевод Гамзина Юрия
Сборник "Представь себе", № 11, 2022.
Фрагмент статьи ―Steve de Shazer’s Theory Developement, Journal of Solution Focused Practices, 2020.
Как и Милтон Эриксон, Стив де Шейзер считал, что краткосрочная терапия должна быть организована вокруг целей клиента. По мере того как концепция «целей» де Шейзера развивалась в рамках его терапевтической практики и теоретических изысканий, постепенно сформировалось представление о том, что цели клиента должны быть как можно более индивидуальными, конкретными, реалистичными и выраженными в поведении (de Shazer , 1985, p. 9; 1990, p. стр.97). Однако, как он писал в 1985 году:
Реальность такова, что клиенты часто приходят с расплывчатыми и / или взаимоисключающими целями или задачами, которые они не могут описать. Фактически, самый сложный и запутанный вариант такой ситуации состоит в том, что некоторые люди не знают, как они узнают, когда их проблема будет решена. Без реалистичных целей, без способа измерить успех люди могут бесконечно бродить туда-сюда, застряв в болоте прошлых ошибок и неудач. Техника хрустального шара Эриксона и чудесный вопрос Центра краткосрочной и семейной терапии (BFTC) были терапевтическими практиками, призванными помочь клиентам разработать и описать более полезные цели, чем они имели в начале терапии.
Техника хрустального шара была предвестником чудесного вопроса. Эриксон описал, используя технику хрустального шара, с множеством проблем (Erickson, 1954, стр. 261- 283). Де Шейзер начал использовать свою версию техники хрустального шара в середине 1970-х (de Shazer , 1978a), и его версия предполагала, что клиент в трансе представляет и вглядывается в несколько разных хрустальных шаров и описывает то, что они видят (1985, стр. 81-83).
Два шара были связаны с воспоминаниями о прошлом: «приятное воспоминание, которое было давно забыто» и воспоминание о «недавнем, но удивительно забытом событии». В обоих случаях клиента просили (и тем самым учили) наблюдать за своим поведением и за реакцией других. Два других хрустальных шара были ориентированы на будущее: один - на успешное решение проблемы клиента, а другой - на то, как проблема была решена. Де Шейзер резюмировал значение этой техники:
Техника хрустального шара используется, чтобы сфокусировать внимание клиента на успешное будущее: жалобы исчезли. Я обнаружил, что простого наблюдения за своим будущим в хрустальном шаре или в серии хрустальных шаров может быть достаточно, чтобы клиент, находясь в трансе, спровоцировал иное поведение, что приведет его к решению (de Shazer , 1978a). Идеи, лежащие в основе техники, также могут быть использованы в клинических ситуациях без использования транса. В любом случае клиент строит свое собственное решение, которое затем может использоваться для целей терапии. На мой взгляд, принципы, лежащие в основе этой техники, составляют основу терапии, сфокусированной на решении, а не на проблеме (1985, с. 81).
Два хрустальных шара были включены в разработку нового решения. Они превратились в просьбу клиентов вспомнить «какой-нибудь жизненный успех, особенно тот, который является исключением из проблемной картины, на которую жаловался клиент". Клиентов ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ. № 11, 2021 28 начали спрашивать о том, «как будут обстоять дела для вас и других, когда проблема будет решена?» ( де Шейзер , 1985, стр. 82-83).
Теоретически размышляя о том, как использование техники хрустального шара в сеансах терапии может способствовать изменениям де Шейзер опирался на две разные теории:
1. теория состояний ожидания Бергера (Berger et al., 1977) и
2. теория сотрудничества Аксельрода (1984).
Обе эти теории опирались на экспериментальные исследования. Что касается теории состояний ожидания, де Шейзер (1985, стр. 74) писал, что она «занимается как развитием и поддержанием паттернов в ситуациях взаимодействия, так и тем, как меняется поведение, поддерживающее ожидание». Де Шейзер заявил, что, когда клиенты приходят на терапию, они приходят, потому что их попытки решить свои проблемы потерпели неудачу, и у них сформировались некоторые ожидания относительно будущего, которые говорят, что будет происходить та же самая «чертовщина». Затем он отмечает, что терапия может изменить эти негативные ожидания:
*Изменение структуры этих [насыщенных проблемами] ожиданий произойдет, когда условия каким-то образом изменятся …. Обратная связь или оценка авторитетного источника, такого как терапевт, могут подорвать эти ожидания и, таким образом, способствовать изменениям в поведении, появлению новых результатов и развитию новых ожиданий *(Berger et al., 1977). Конечно, эти новые ожидания также будут самоподдерживающимися, и у клиентов появится шанс на более удовлетворительную жизнь (de Shazer , 1985, p. 75).
Де Шейзер, таким образом, рассматривал технику хрустального шара как способ побудить клиентов описать новые и различные наборы ожиданий на будущее, ожиданий успешного решения проблемы, которая привела их в терапию. Полезность теории и исследований Аксельрода для проекта де Шейзера по описанию того, как терапия в более широком смысле и техника хрустального шара, в частности, работают, лучше всего можно оценить, рассмотрев определение терапии, данное де Шейзером в середине 1980- х годов. В то время он делал это так:
«В BFTC клиническая практика определяет терапию как основанную на сотрудничестве, ориентированную на изменения и решения, а также как сосредоточенную на настоящем и будущем» (de Shazer , 1985).
В то же время, когда де Шейзер описывал терапию как интерактивный процесс, в котором терапевтическая система, состоящая из терапевта, клиента и команды, совместно работает над достижением целей клиента, Аксельрод был занят исследованием, при каких условиях сотрудничество между взаимодействующими участниками было выгодным.
Как известно Де Шейзер заменил концепцию сопротивления клиентов идеей сотрудничества клиентов в рамках психотерапии. Эксперименты Аксельрода убедительно доказали, что сотрудничество - это стратегия, которая приводит к наилучшим результатам в долгосрочной перспективе, даже в конкурентных игровых ситуациях, которые он исследовал. Де Шазер (1985, 73), отмечая актуальность открытий Аксельрода для терапевтической ситуации, процитировал Аксельрода, который заявил:
*«… взаимное сотрудничество может быть стабильным, если будущее достаточно важно по сравнению с настоящим» *(Аксельрод, 1984, стр. 126).
В технике хрустального шара де Шейзер видел, как терапевт и команда взаимодействуют с клиентом, чтобы построить описание и опыт желаемого будущего. Желаемое будущее, конечно, имело прямое отношение к насыщенному проблемами настоящему клиента, которое он хочет изменить. Чудесный вопрос, схожий по назначению с техникой хрустального шара, был изобретен в 1984 году Инсу Ким Берг (De Jong & Berg, 2013, p. 90-91; Korman, личное общение со Стивом де Шейзером, 1990).
Инсу Ким Берг спросила женщину с множеством сложных жалоб описать, как она узнает, что ей больше не нужна терапия. Клиентка долго размышляла над вопросами, но не могла найти ответов. Примерно через 20-25 минут после начала сеанса женщина глубоко вздохнула и сказала:
«Мои проблемы настолько серьезны, что для их решения, видимо, потребуется чудо».
Инсу Ким Берг, подбирая слова, которые использовала клиентка тут же спросила:
«Итак, предположим, что это чудо произошло, но оно произошло, пока вы спите, поэтому вы не можете знать, что оно произошло. Как вы узнаете, что чудо произошло после того, как проснетесь? Что изменится?»
Затем женщина описала 16 вариантов поведения, которые будут для нее знаками того, что чудо произошло, и, следовательно, указанием на то, что она больше не нуждается в терапии. Члены команды BFTC сразу поняли, что чудесный вопрос имеет большое значение, и всех терапевтов попросили использовать его. Ив Липчик и др. (2012, стр. 15), размышляя над развитием практики в SFBT, писала:
«… Вскоре стало очевидно, что чудесный вопрос добавил новое измерение в терапию: ориентацию на будущее и возможность опираться на свои надежды и мечты в поисках решений, а не только на прошлых и текущих ресурсах и сильных сторонах».
Таким образом, к середине 1980-х де Шейзер описывал проблему клиента как комнату с запертыми дверями, а роль техники хрустального шара (и, соответственно, чудесного вопроса) как полезного выхода из этой комнаты:
... самый полезный способ решить, какую дверь можно открыть для получения решения, - это получить описание того, что клиент будет делать по-другому и / или какие вещи будут происходить по-другому, когда проблема будет решена, и, таким образом, создать ожидание полезных изменений. Язык клиента при описании некоторых альтернативных вариантов будущего и детали различий после решения кажутся более важными, чем детали описания запертой комнаты (детальные описания жалоб). Имея в виду возможные альтернативные варианты будущего, клиент может присоединиться к терапевту в построении жизнеспособного набора решений (1985, с. 46).
Снова и снова, говоря о целях, технике хрустального шара и чудесном вопросе, де Шейзер возвращался к теориям Бергера. Он считал, что именно ожидание происходящих изменений приводит к изменениям:
Когда цель определена, начинает развиваться ожидание другого, более удовлетворительного будущего, и становятся возможными изменения поведения в настоящем. Будущее становится заметным для настоящего; таким образом, цель и последствия ее достижения могут «определять» или формировать то, что произойдет дальше (de Shazer, 1985, p. 94).
Интересно отметить, что в то же время де Шейзер рассматривал технику хрустального шара и чудесного вопроса как способов для клиентов построить и испытать желаемое (измененное) будущее, он также писал о домашних заданиях, даваемых в конце сеанса как полезных способах помочь клиентам пережить изменения:
Наши попытки понять, как работают описанные выше вмешательства (авторы описали «4 полезных вмешательства» в своей статье], показали, что у них есть одно общее качество: каждое пытается тем или иным образом помочь клиентам изменить их опыт (де Шейзер & Молнар, 1984, с. 303).
Итак, согласно де Шейзеру в середине 1980-х, терапевтические практики, которые позволяли клиентам реализовывать изменения и способствовали выработке решения, поменяли фокус с ожиданий насыщенных проблемами, на ожидания более удовлетворительной жизни..
.
Сборник "Представь себе", № 11, 2022.
Фрагмент статьи ―Steve de Shazer’s Theory Developement, Journal of Solution Focused Practices, 2020.
Как и Милтон Эриксон, Стив де Шейзер считал, что краткосрочная терапия должна быть организована вокруг целей клиента. По мере того как концепция «целей» де Шейзера развивалась в рамках его терапевтической практики и теоретических изысканий, постепенно сформировалось представление о том, что цели клиента должны быть как можно более индивидуальными, конкретными, реалистичными и выраженными в поведении (de Shazer , 1985, p. 9; 1990, p. стр.97). Однако, как он писал в 1985 году:
Реальность такова, что клиенты часто приходят с расплывчатыми и / или взаимоисключающими целями или задачами, которые они не могут описать. Фактически, самый сложный и запутанный вариант такой ситуации состоит в том, что некоторые люди не знают, как они узнают, когда их проблема будет решена. Без реалистичных целей, без способа измерить успех люди могут бесконечно бродить туда-сюда, застряв в болоте прошлых ошибок и неудач. Техника хрустального шара Эриксона и чудесный вопрос Центра краткосрочной и семейной терапии (BFTC) были терапевтическими практиками, призванными помочь клиентам разработать и описать более полезные цели, чем они имели в начале терапии.
Техника хрустального шара была предвестником чудесного вопроса. Эриксон описал, используя технику хрустального шара, с множеством проблем (Erickson, 1954, стр. 261- 283). Де Шейзер начал использовать свою версию техники хрустального шара в середине 1970-х (de Shazer , 1978a), и его версия предполагала, что клиент в трансе представляет и вглядывается в несколько разных хрустальных шаров и описывает то, что они видят (1985, стр. 81-83).
Два шара были связаны с воспоминаниями о прошлом: «приятное воспоминание, которое было давно забыто» и воспоминание о «недавнем, но удивительно забытом событии». В обоих случаях клиента просили (и тем самым учили) наблюдать за своим поведением и за реакцией других. Два других хрустальных шара были ориентированы на будущее: один - на успешное решение проблемы клиента, а другой - на то, как проблема была решена. Де Шейзер резюмировал значение этой техники:
Техника хрустального шара используется, чтобы сфокусировать внимание клиента на успешное будущее: жалобы исчезли. Я обнаружил, что простого наблюдения за своим будущим в хрустальном шаре или в серии хрустальных шаров может быть достаточно, чтобы клиент, находясь в трансе, спровоцировал иное поведение, что приведет его к решению (de Shazer , 1978a). Идеи, лежащие в основе техники, также могут быть использованы в клинических ситуациях без использования транса. В любом случае клиент строит свое собственное решение, которое затем может использоваться для целей терапии. На мой взгляд, принципы, лежащие в основе этой техники, составляют основу терапии, сфокусированной на решении, а не на проблеме (1985, с. 81).
Два хрустальных шара были включены в разработку нового решения. Они превратились в просьбу клиентов вспомнить «какой-нибудь жизненный успех, особенно тот, который является исключением из проблемной картины, на которую жаловался клиент". Клиентов ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ. № 11, 2021 28 начали спрашивать о том, «как будут обстоять дела для вас и других, когда проблема будет решена?» ( де Шейзер , 1985, стр. 82-83).
Теоретически размышляя о том, как использование техники хрустального шара в сеансах терапии может способствовать изменениям де Шейзер опирался на две разные теории:
1. теория состояний ожидания Бергера (Berger et al., 1977) и
2. теория сотрудничества Аксельрода (1984).
Обе эти теории опирались на экспериментальные исследования. Что касается теории состояний ожидания, де Шейзер (1985, стр. 74) писал, что она «занимается как развитием и поддержанием паттернов в ситуациях взаимодействия, так и тем, как меняется поведение, поддерживающее ожидание». Де Шейзер заявил, что, когда клиенты приходят на терапию, они приходят, потому что их попытки решить свои проблемы потерпели неудачу, и у них сформировались некоторые ожидания относительно будущего, которые говорят, что будет происходить та же самая «чертовщина». Затем он отмечает, что терапия может изменить эти негативные ожидания:
*Изменение структуры этих [насыщенных проблемами] ожиданий произойдет, когда условия каким-то образом изменятся …. Обратная связь или оценка авторитетного источника, такого как терапевт, могут подорвать эти ожидания и, таким образом, способствовать изменениям в поведении, появлению новых результатов и развитию новых ожиданий *(Berger et al., 1977). Конечно, эти новые ожидания также будут самоподдерживающимися, и у клиентов появится шанс на более удовлетворительную жизнь (de Shazer , 1985, p. 75).
Де Шейзер, таким образом, рассматривал технику хрустального шара как способ побудить клиентов описать новые и различные наборы ожиданий на будущее, ожиданий успешного решения проблемы, которая привела их в терапию. Полезность теории и исследований Аксельрода для проекта де Шейзера по описанию того, как терапия в более широком смысле и техника хрустального шара, в частности, работают, лучше всего можно оценить, рассмотрев определение терапии, данное де Шейзером в середине 1980- х годов. В то время он делал это так:
«В BFTC клиническая практика определяет терапию как основанную на сотрудничестве, ориентированную на изменения и решения, а также как сосредоточенную на настоящем и будущем» (de Shazer , 1985).
В то же время, когда де Шейзер описывал терапию как интерактивный процесс, в котором терапевтическая система, состоящая из терапевта, клиента и команды, совместно работает над достижением целей клиента, Аксельрод был занят исследованием, при каких условиях сотрудничество между взаимодействующими участниками было выгодным.
Как известно Де Шейзер заменил концепцию сопротивления клиентов идеей сотрудничества клиентов в рамках психотерапии. Эксперименты Аксельрода убедительно доказали, что сотрудничество - это стратегия, которая приводит к наилучшим результатам в долгосрочной перспективе, даже в конкурентных игровых ситуациях, которые он исследовал. Де Шазер (1985, 73), отмечая актуальность открытий Аксельрода для терапевтической ситуации, процитировал Аксельрода, который заявил:
*«… взаимное сотрудничество может быть стабильным, если будущее достаточно важно по сравнению с настоящим» *(Аксельрод, 1984, стр. 126).
В технике хрустального шара де Шейзер видел, как терапевт и команда взаимодействуют с клиентом, чтобы построить описание и опыт желаемого будущего. Желаемое будущее, конечно, имело прямое отношение к насыщенному проблемами настоящему клиента, которое он хочет изменить. Чудесный вопрос, схожий по назначению с техникой хрустального шара, был изобретен в 1984 году Инсу Ким Берг (De Jong & Berg, 2013, p. 90-91; Korman, личное общение со Стивом де Шейзером, 1990).
Инсу Ким Берг спросила женщину с множеством сложных жалоб описать, как она узнает, что ей больше не нужна терапия. Клиентка долго размышляла над вопросами, но не могла найти ответов. Примерно через 20-25 минут после начала сеанса женщина глубоко вздохнула и сказала:
«Мои проблемы настолько серьезны, что для их решения, видимо, потребуется чудо».
Инсу Ким Берг, подбирая слова, которые использовала клиентка тут же спросила:
«Итак, предположим, что это чудо произошло, но оно произошло, пока вы спите, поэтому вы не можете знать, что оно произошло. Как вы узнаете, что чудо произошло после того, как проснетесь? Что изменится?»
Затем женщина описала 16 вариантов поведения, которые будут для нее знаками того, что чудо произошло, и, следовательно, указанием на то, что она больше не нуждается в терапии. Члены команды BFTC сразу поняли, что чудесный вопрос имеет большое значение, и всех терапевтов попросили использовать его. Ив Липчик и др. (2012, стр. 15), размышляя над развитием практики в SFBT, писала:
«… Вскоре стало очевидно, что чудесный вопрос добавил новое измерение в терапию: ориентацию на будущее и возможность опираться на свои надежды и мечты в поисках решений, а не только на прошлых и текущих ресурсах и сильных сторонах».
Таким образом, к середине 1980-х де Шейзер описывал проблему клиента как комнату с запертыми дверями, а роль техники хрустального шара (и, соответственно, чудесного вопроса) как полезного выхода из этой комнаты:
... самый полезный способ решить, какую дверь можно открыть для получения решения, - это получить описание того, что клиент будет делать по-другому и / или какие вещи будут происходить по-другому, когда проблема будет решена, и, таким образом, создать ожидание полезных изменений. Язык клиента при описании некоторых альтернативных вариантов будущего и детали различий после решения кажутся более важными, чем детали описания запертой комнаты (детальные описания жалоб). Имея в виду возможные альтернативные варианты будущего, клиент может присоединиться к терапевту в построении жизнеспособного набора решений (1985, с. 46).
Снова и снова, говоря о целях, технике хрустального шара и чудесном вопросе, де Шейзер возвращался к теориям Бергера. Он считал, что именно ожидание происходящих изменений приводит к изменениям:
Когда цель определена, начинает развиваться ожидание другого, более удовлетворительного будущего, и становятся возможными изменения поведения в настоящем. Будущее становится заметным для настоящего; таким образом, цель и последствия ее достижения могут «определять» или формировать то, что произойдет дальше (de Shazer, 1985, p. 94).
Интересно отметить, что в то же время де Шейзер рассматривал технику хрустального шара и чудесного вопроса как способов для клиентов построить и испытать желаемое (измененное) будущее, он также писал о домашних заданиях, даваемых в конце сеанса как полезных способах помочь клиентам пережить изменения:
Наши попытки понять, как работают описанные выше вмешательства (авторы описали «4 полезных вмешательства» в своей статье], показали, что у них есть одно общее качество: каждое пытается тем или иным образом помочь клиентам изменить их опыт (де Шейзер & Молнар, 1984, с. 303).
Итак, согласно де Шейзеру в середине 1980-х, терапевтические практики, которые позволяли клиентам реализовывать изменения и способствовали выработке решения, поменяли фокус с ожиданий насыщенных проблемами, на ожидания более удовлетворительной жизни..
.