СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ИЛИ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ЧТОБЫ СЛУШАТЬ?
Дэрил Чоу (Daryl Chow)
Фрагмент книги "The First Kiss: Undoing the Intake Model and Igniting First Sessions in Psychotherapy" by Daryl Chow. Correlate Press. 2018.
Перевод Гамзина Юрия
Сборник "Представь себе", № 9, 2020
“Знаете, если у вас есть ответ, но вы не знаете вопроса, то вы на неверном пути. Но если у вас есть вопросы, то вы найдете ответ”.
~ Сальвадор Минухин, 2000.
Традиционная модель психотерапии (intake model) предписывает, что первая сессия в психотерапии представляет собой «опросную сессию» или то, что мы называем оценочной сессией. Одна из важнейших вещей, которую вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки проведения первой сессии, - это обращать внимание на то, как вы задаете вопросы.
При правильном использовании вопросов вы получите нечто большее, чем просто инструмент оценки ситуации. Вопросы могут оказывать эмоциональное воздействие.
Традиционная модель предполагает, что терапевт слушает клиента, чтобы задать вопрос. Модель взаимодействия (engagement model) предполагает, что терапевт должен задавать вопросы, чтобы слушать клиента.
Традиционная модель рассматривает вопросы исключительно как средство оценки. Модель взаимодействия рассматривает вопросы как средство установления отношений.
Вопросы работают по-разному. Они могут помочь получить информацию («Может вы расскажете мне о своих отношениях с Илией»), но могут действовать и как рефлексивный инструмент («Когда вы думаете о своих отношениях, что вас беспокоит больше всего?"). При неосторожном использовании, вопросы могут иметь негативный эффект. Однажды я наблюдал за стажером, который завалил клиента оценивающими вопросами и тот просто выпал из разговора, потерял интерес к происходящему, сидя в кресле уныло и безучастно.
«По-настоящему умное слушание требует действительно умных вопросов», - говорят авторы Гарри Беквит и Кристин Клиффорд. Семейный терапевт и психиатр Карл Томм различает четыре типа вопросов.
А. Линейные вопросы
На первой сессии мы часто думаем о вопросах как о способе оценки клиентов.
«Как долго вы в депрессии?»
«Когда у вас была паническая атака последний раз?»
Это вопросы типа «Кто, Что, Когда, Где, Почему, Как?», предназначенные в первую очередь для ориентации терапевта. Хотя, они бывают необходимы, но если это все, что вы делаете на первом сеансе, то ваш клиент может почувствовать, что чего-то не получил. Вот частое заявление, которое я слышу от клиентов, не возвращающихся после первой сессии: «Мой терапевт просто задавал мне кучу вопросов ... и все».
Б. Циркулярные вопросы
В то время как концепция циркулярности или системных связей лежит в основе системной терапии, ее стоит понять, даже если вы работаете с индивидуальными клиентами, а не с семьями. По сути, циркулярные вопросы предполагают двунаправленное влияние и используются в исследовательских целях. Они предполагают взаимосвязь всего происходящего. Карл Томм приводит несколько полезных примеров таких вопросов:
«Кто в семье думает, что это проблема?»
«Кто о вас беспокоится больше всего?»
«Что происходит между мамой и папой, когда Джейкоб спорит с мамой?»
Однажды я спросил 16-летнего парня, что с ним случилось, когда его родители сильно поссорились друг с другом. Он пытался сначала сделать вид, что ему все равно, сказав, что он не участвовал в ссоре. Я уточнил:
«Как это было для тебя, (не что произошло) - когда твои родители поссорились?»
Он вздохнул и начал рассказать о том, как он прятался в шкафу, когда его родители ругались, повышая голоса, и кидаясь друг в друга вещами. Из-за этих ссор, он стал избегать конфликтов, которые, в свою очередь, не давали ему вести более полноценную жизнь.
В. Стратегические вопросы
В отличие от линейных и циркулярных вопросов, стратегические вопросы помогают оказать определенное влияние. Их эффект обычно направлен на расширение поля возможностей и выхода из тупикового паттерна. Терапевты часто говорят о том, что стремятся оставаться нейтральными и не вступать в конфронтацию. Я считаю это ошибкой. При разумном использовании стратегические вопросы могут быть весьма терапевтичными. Терапевтам необходимо иметь гипотезы, но в то же время быть осторожными, т.к. гипотезы могут быть ошибочными.
Вот несколько примеров стратегических вопросов, которые предлагает Карл Томм:
«Можете ли вы подумать о том, как ваш отказ расстраивает вашу жену?» «Почему бы вам не поговорить с мужем о своих переживаниях?»
В своей практике я обнаружил, что обращение внимание на различие вариантов может оказаться полезным в стратегических вопросах:
«Что произойдет, если вы вместо беспокойства подумаете о планировании своих действий? Будет ли разница?»
«Что произойдет, если вы от оценочной установки перейдете к размышлениям о том, чему ситуация может вас научить?»
Г. Рефлексивные вопросы
Рефлексивные вопросы сочетают в себе лучшее из циркулярных и стратегических вопросов. Их эффект заключается в том, что они помогают увидеть возможности и обратить внимание на слепые зоны. «Эти вопросы рефлексивны, поскольку сформулированы так, чтобы побуждать членов семьи задумываться о последствиях их текущего восприятия и поведения. Они помогают рассмотреть новые варианты», - говорит Карл Томм.
Примеры рефлексивных вопросов:
Семьям: «Как все могут оставаться на связи с Тэмми (дочерью), даже если она снова столкнется с трудностями?»
Отцу и сыну: «Что вы больше всего цените в вашем отце? Что вы больше всего цените в сыне?»
Паре: «Что он/она делает такого, что вам нравится?»
Индивидуальному клиенту: «Кто в семье больше всего удится, если вы будете более открытым?»
~~
Вопросы - это нечто большее, чем просто способ получить информацию или оценить ситуацию. Задавая вопросы, используйте их, как способ укрепить терапевтические отношения. Так, мы можем усилить возможность исцеления.
Богослов Нелл Мортон говорит: «Наша задача - выслушать человека, понять, что он нам хочет сказать». Не торопитесь. Дайте человеку время подумать над вашим вопросом. Точно так же не торопитесь, и обдумайте ответ, полученный от клиента. Избегайте немедленного перефразирования (например, «Это звучит как…»). Позвольте ответу быть понятым. Подумайте над ним. Не поддавайтесь искушению казаться слишком смышленым.
Когда мы находим время, чтобы обдумать ответ клиента, это показывает, что мы относимся к нему с уважением. Вы когда-нибудь видели, как кто-то задает вопросы один за другим, как будто он не слишком заинтересован в ответах, но больше думает только, как задать следующий вопрос?
Вопросы нужны для того, чтобы слушать клиентов.
Другие статьи по теме:
Этот вопрос является еще одним из часто задаваемых участниками курсов вопросов о подходе. Как и в случае со многими ...
В 1983 году Стив де Шейзер, Мишель Вайнер Дэвис и я начали еженедельно встречаться в так называемой «исследовательской ...
Что мы делаем как ориентированные на решение практики, когда наш клиент говорит нам: «Мне действительно нужно знать ...